Бизнес
На просторах экономики и финансов

Лечение “болезни” предприятия, а не его симптомов. Например, возникает проблема наличных денег. Ее обычно связывают с нехваткой капитала и решают путем обращения в банк за получением кредита. Но такой подход – лечение симптома, а не самой болезни. Определить болезнь – значит установить причины ее появления. А ими могут быть низкий уровень бухгалтерского учета и его недейственность, рост числа рекламаций, повышение себестоимости, увеличение товарных запасов, длительность погашения дебиторской задолженности и т.д. Здесь надо бы вспомнить народную мудрость: “Используй во благо все трудности”.

Определение идеалов развития предприятия. На этом принципе основан бизнес процветающих фирм Запада и Японии. Так, девизом японской фирмы “Омрон” является: “Работать во имя лучшей жизни, лучшего мира для всех”. Американская компания “Катерпиллер” провозгласила девиз: “48-часовое обслуживание в любой части мира”, а девиз двух других – “Сирс” и “Рибок” – “Качество – в хорошей цене”. И таких примеров привести можно много. Главное, что это мобилизует компанию на достижение своего идеала, претворение его в жизнь. А значит, растет имидж фирмы, усиливается ее стабильность на рынке.

Установление стратегии по выпускаемым продуктам. В данном случае речь идет о том, что при выборе продукции следует исходить не только из имеющегося на нее спроса. Необходимо выявить, общие операции по производству различных продуктов, производимых на предприятии, установить возможности общих каналов доведения товаров до потребителей и т.д. Такой подход позволяет сократить издержки производства и сбыта продукции, с максимальной выгодой использовать производственные и складские площади.

Принятие решений исходя из возможностей предприятия.

К последним относятся следующие.

1. Людские ресурсы – умения, знания и профессиональный опыт работающих. В данном случае они должны оцениваться с позиций их способности воспринять и воплотить в жизнь требования потребителей и технологические законы изготовления продукции.

2. Материальные факторы производства – оборудование, здания, сырье, материалы, топливо и т.д. Они должны рассматриваться с точки зрения их технического состояния, уровня развития и использования, формы владения ими (аренда, частная, акционерная).

3. Технологические и организационные ресурсы – передовые технологии, патенты и лицензии, уровень прогрессивности организации производства и труда на предприятии.

При этом надо твердо усвоить, что новые проблемы нельзя решать старыми методами. Например, при традиционном подходе к организации снабжения материалами, сырьем, комплектующими изделиями обычно исходят из поиска поставщиков, у которых все это можно приобрести по дешевым ценам. Преуспевающие фирмы, в частности в США, делают это несколько иначе, намного тоньше.

Они налаживают долгосрочные отношения, с несколькими поставщиками, создавая для них как бы гарантированный рынок, некий аналог системы долгосрочной контрактации, где конкуренция не является всеобъемлющей. Она лишь один из элементов перераспределения ресурсов или доли заказа в пользу наиболее эффективных субподрядчиков, обеспечивающих одновременно высокое качество, ритмичность поставок, гибкость производства и низкий уровень издержек.

Иными словами, поставщики и субподрядчики рассматриваются ведущими фирмами как производственные подразделения своего предприятия. Это в итоге позволяет фирмам перейти к снабжению сырьем, материалами и комплектующими узлами по системе “точно и в нужное время”. Результатом же является уменьшение числа складских помещений, а главное – сокращение минимума объема производственных запасов, которое должно происходить как у изготовителя, так и у потребителя. А это означает, что предприятие должно оказать помощь своим поставщикам в усовершенствовании технологии или организации производства.

Новый подход к решению проблем состоит также в том, чтобы усовершенствование в производстве осуществлялись на постоянной основе. Это положение в равной степени может быть отнесено как к планированию производственной программы, так и к тактике ведения инновационного процесса. Обычно на предприятии стремятся произвести множество заготовок или полуфабрикатов, которые, как правило, оседают на складах и уже оттуда поступают в производство.

В процветающих компаниях ежегодно производится лишь то, что необходимо для выпуска готовой продукции в соответствии с установленными сроками. Так, в компаниях, применивших подобную организацию, снижение запасов и незавершенного производства составило от 50 до 100%, потребности в производственных площадях сократились на 40-70%, в производственных мощностях – на 30-50% и т.д.

Постоянный поиск на всех уровнях управления путей совершенствования действующего производства, имеющихся технологий и выпускаемой продукции. Здесь возможны два подхода: один – североамериканский и европейский – предполагает внесение изменений в выпускаемые изделия и технологии после поступления жалоб от потребителя, другой – японский – только тогда, когда будет найдена и обеспечена взаимоувязка всех стадий производственного процесса, всей технологической цепочки, достигнута сбалансированность по всем функциям (от разработки до сбыта), но также и в соответствии с изменениями потребительского спроса.

Повышение производительности и качества продукции. Очень важно обратить внимание на то, что основную часть выгод в области производительности и качества продукции можно получить, не прибегая, как это принято, к закупке и внедрению техники (обычно дорогой), что в действительности лишь увеличивает общие издержки производства.

<==>

Похожие статьи: