Бизнес
На просторах экономики и финансов

Производственный рычаг связан с объёмом реализации и непосредственно с прибылью.

Применяются два основных подхода:

сопоставление предельной выручки с предельными затратами;

сопоставление выручки от реализации с суммарными затратами (постоянными или переменными) ;
При решении обеих этих задач на практике, обнаруживается, что каждое изменение выручки от реализации порождает ещё более сильное изменение прибыли (это сила рычага) .

Сила воздействия производственного рычага=Результат от реализации – Переменные затраты / Прибыль.

Эта формула используется в западной практике, как формула бюджетирования затрат, т.е. на каждое производство составляют смету затрат, для определения минимальных постоянных и минимальных переменных затрат.

Для определения финансовой устойчивости или предела безопасности предприятия рассчитывается порог рентабельности.

Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, которая=Постоянные затраты / Результат от реализации-Переменные затраты.

Т. о. Прибыль= (Результат от реализации-Переменные затраты * Порог рентабельности) – Постоянные затраты=0 Существуют две формулы порогового количества товаров:

порог рентабельности данного товара / цена реализации;

постоянные затраты / цена за единицу товара – переменные затраты на единицу товара;

Кроме того на общую выручку могут влиять и другие показатели: выручка от реализации основных фондов, НА, имущества и т.д. Такая выручка, как правило, никаких закономерностей не имеет и результат, полученный от данной операции, зависит от достоверности учёта товароматериальных ценностей.

При прогнозировании выручки учитываются несколько факторов: возможность дальнейшего использования ОФ, возможность продажи ОФ, т.е. цена реализуемых ОФ и НА будет зависеть от спроса, предложения и остаточной стоимости.

Формирование выручки, в целом по предприятию, по своему экономическому содержанию тесно связано с её распределением и использованием т.к. элементы, формирующиеся одновременно, являются элементами распределения и использования. Одна часть выручки (основная) идёт на возмещение затрат; другая часть на оплату налогов, сборов и отчислений, которые включаются в с/с или не включаются в с/с, но обязательны к уплате из выручки. Третья часть выручки – прибыль предприятия и находится в полной собственности владельца.

Формирование и использование выручки на различных типах предприятий имеет свои особенности. Поэтому различают несколько направлений использования выручки.

На МП формирование выручки связано с ограниченностью финансовых и других ресурсов и сравнительно быстрого получения выручки в денежной форме. Основная цель такого предприятия – поддержание уровня безубыточности и изыскание вариантов минимизации издержек; как правило, значительная часть прибыли такого предприятия используется на нужды самого собственника.

На средних и крупных предприятиях значение выручки несколько снижено, т.к. имеется ряд возможностей альтернативного её использования, т.е. минуя процесс получения средств на расчётный или валютный счёт.

Основная часть выручки, в части прибыли, направляется на развитие производства и на уменьшение доли уплаты налогов, платежей и сборов.

На крупных предприятиях и корпорациях формирование и использование выручки полностью зависит от степени экономии, производственной грамотности собственника и руководителя.

В экономической литературе зарубежных стран выручкой от реализации работ и услуг может называться стоимостное выражение объёма затрат, сумма наличных и безналичных поступлений и т.п. От названия зависит величина и возможность использования.

В России в систему выручки входят: -система взаимозачётов; -система авансов; -бартер; -система тройных взаимосвязей; -схема поступлений валютных средств на транзитный и текущий счета.

Схема распределения выручки и формирования прибыли. Выручка от реализации продукции Величина НДС, акцизов, или услуги по отпускным ценам с таможенных пошлин и т.д.

НДС, акцизами, таможенными пошлинами.

Выручка от реализации продукции Полная с/с продукции, работ, работ, услуг в отпускных ценах без услуг.

НДС, акцизов и т.п. (чистый оборот) Результат от прочей реализации ОФ, Прибыль от реализации продукции НА и других товарно- материальных ценностей.

Результат внереализационных Прибыль от всей реализации.

операций.

Величина корректировки балансовой Валовая или балансовая прибыль.

прибыли для целей налогообложения.

Налогооблагаемая прибыль по видам Величина налога на прибыль деятельности. по видам деятельности.

Чистая прибыль.

Фонд накопления Фонд потребления Резервный фонд ПРИБЫЛЬ.

Сущность прибыли.

Формирование прибыли.

Методы планирования прибыли.

Налогообложение прибыли.

Распределение прибыли.

Прибыль представляет собой форму прибавочной стоимости, сформированной в процессе воспроизводства, для удовлетворения различных потребностей.

Превращённая форма стоимости – цены, по которым реализуются товары, продукция и т.п. не всегда соответствуют затратам т.к.

Метод прямого счёта: расчёт прибыли осуществляется по каждому виду реализованных изделий, по всему ассортименту.

Принцип расчёта: по каждому виду реализованной продукции в расчёт принимаем объём реализации, в ценах реализации (количество * цену) , полную с/с (единица продукции * *затраты на единицу продукции) – разница между ними и даёт прибыль. Т. е. по каждому виду продукции берём: цена – полная с/с * количество выпущенной продукции = прибыль.

Аналитический метод. Основной принцип: при расчёте прибыли она увеличивается или уменьшается в соответствии с увеличением реализованной продукции, с учётом понижения издержек, изменения цен, ассортимента. Обычно прибыль планируют на определённый период, который ещё не наступил, поэтому используют расчёты предыдущего периода.

1 этап: расчёт базовой прибыли, которая определяется исходя из фактических отчётных данных, скорректированных на определённые изменения в текущем году.

2 этап: определяет процент базовой рентабельности продукции, выпущенной в текущем году с учётом корректировок.

3 этап: расчёт планируемого объёма реализованной продукции.

4 этап: расчёт прибыли от реализации с учётом базовой рентабельности.

5 этап: корректировка на несравнимую продукцию, влияние фактора цен и т.п.

Совмещённый метод. Его используют, когда предприятие выпускает сравнимую и несравнимую продукцию. По первой – аналитический метод, по второй – метод прямого счёта. Если совмещённый метод применяется только по сравнимой продукции, то это значит, что аналитический метод используется как сравнительный метод для проверки.

Нормативный метод. Используется, если на предприятии 1 – 2 вида продукции, или в случае, когда предприятие имеет возможность установить конкретные нормативы по расходованию средств (применяется система бюджетирования) , т.е. когда метод прямого счёта совмещается с нормами затрат.

Экономико-математический метод. Используется на крупных предприятиях, где существует большая нормативная и учётная база. На первом этапе используют стандартные программы анализа (факторный, корреляционный, индексный) . Вводится 15 – 30 показателей, влияющих на прибыль. Определяется их влияние на величину прибыли (теснота связи между прибылью и показателями, между самими показателями) , определяется основной фактор (как правило прибыль реализации) и влияние остальных факторов на этот показатель суммарно.

Т. о. существуют 5 методов, которые тесно связаны с функциями прибыли, которые она выполняет. Существует балансовая прибыль, которая отличается от налогооблагаемой, а эта в свою очередь отличается от чистой. Влияние этих функций зависит от того, какую прибыль получает предприятие и как оно её использует.

Похожие статьи: